Судьба земельных участков иностранных граждан в Крыму в 2021 году

Опубликовано: 10.07.2020

Указом №201 Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 года о внесении изменений в перечень приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 9 января 2011 г. № 26.

1) Внести в перечень приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 9 января 2011 г. № 26 "Об утверждении перечня приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 2, ст. 268; 2016, № 16, ст. 2199), следующие изменения:

a) дополнить разделом следующего содержания:

441. Муниципальное образование Бахчисарайский район Республики Крым.
442. Муниципальное образование Джанкойский район Республики Крым.
443. Муниципальное образование Кировский район Республики Крым.
444. Муниципальное образование Красноперекопский район Республики Крым.
445. Муниципальное образование Ленинский район Республики Крым.
446. Муниципальное образование Нижнегорский район Республики Крым.
447. Муниципальное образование Раздольненский район Республики Крым.
448. Муниципальное образование Сакский район Республики Крым.
449. Муниципальное образование Симферопольский район Республики Крым.
4410. Муниципальное образование Советский район Республики Крым.
4411. Муниципальное образование Черноморский район Республики Крым.
4412. Муниципальное образование городской округ Алушта Республики Крым.
4413. Муниципальное образование городской округ Армянск Республики Крым.
4414. Муниципальное образование городской округ Евпатория Республики Крым.
4415. Муниципальное образование городской округ Керчь Республики Крым.
4416. Муниципальное образование городской округ Саки Республики Крым.
4417. Муниципальное образование городской округ Судак Республики Крым.
4418. Муниципальное образование городской округ Феодосия Республики Крым.
4419. Муниципальное образование городской округ Ялта Республики Крым.";

То есть, другими словами, все вышеперечисленные муниципальные образования отнесли к перечню приграничных территорий, что накладывает запрет на обладание правом собственности на земельный участки для иностранных граждан и иностранных юридических лиц.

Не все владельцы земельных участков после референдума в Крыму оформили российское гражданство, большое количество собственников на сегодняшний день являются гражданами Украины и других стран.

Как быть в ситуации, когда право собственности на земельный участок в Алуште, Ялте или других городах, которые отнесли в перечень приграничных территорий Российской Федерации, возникло до референдума о присоединении Крыма к России?

В 238 статье Гражданского кодекса Российской Федерации в пункте 1 сказано, что если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок. 

Поскольку муниципальные образования Республики Крым включены в перечень приграничных территорий Указом Президента Российской Федерации № 201 от 20 марта 2020, вступившим в силу 20 марта 2020, то срок, установленный п. l ст. 238 Гражданскою кодекса Российской Федерации, исчисляется, начиная с 20.03.2020 года.

А что будет, если не продать земельный участок в Крыму в срок, установленный законом? 

На этот счёт в пункте 2 статьи 238 Гражданского кодекса Российской Федерации сказано, что если в случаях, когда имущество не отчуждено собственником в сроки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, такое имущество, с учетом его характера и назначения, по решению суда, вынесенному по заявлению государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит принудительной продаже с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определенной судом. При этом вычитаются затраты на отчуждение имущества. В случае передачи в государственную или муниципальную собственность земельного участка, на котором расположено здание, сооружение или другое строение, в отношении которых принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, вычитаются также затраты на выполнение работ по сносу самовольной постройки или ее приведению в соответствие с установленными требованиями, определяемые в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.

Вместе с тем, Земельным кодексом Российской Федерации запрет на приобретение иностранным лицом земельных участков на праве аренды не установлен. 

А что, если иностранный гражданин является собственником ни только земельного участка, но и расположенного на нём объекта капитального строительства (жилой дом, ресторан, гостиница и другая недвижимость)?

В случаях, если на земельном участке, находящемся в собственности иностранного гражданина или иностранного юридического лица расположены объекты капитального строительства, также принадлежащие на праве собственности указанному лицу, такое лицо вправе отказаться от права собственности на земельный участок и заключить в отношении него договор аренды.

А если право собственности зарегистрировано по украинскому паспорту и после этого собственник получил гражданство России?

Иностранные граждане, зарегистрировавшие своё право собственности на земельный участок в едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН), впоследствии получили гражданство Российской Федерации, однако не внесли изменения в ЕГРН. Во избежание процедур, предусмотренных пунктом 1 статьи 238 Гражданского кодекса Российской Федерации, указанным лицам рекомендуется подать в Госкомрегистр (государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым) заявление о внесении изменений в ЕГРН в части паспортных данных, предоставив копию документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации, и оплатив государственную пошлину в размере 350 рублей.

В итоге как быстро нужно продать участок в Алуште, Ялте или в Крыму, чтобы его не забрали?

В 238 статье Гражданского кодекса Российской Федерации в пункте 1 сказано в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок.

В данном случае иной установленный законом срок является дата с момента вступления в силу указа Президента Российской Федерации № 201 от 20 марта 2020 года.

Следовательно, продажа земельных участков в Крыму должная быть осуществлена иностранными гражданами до 20 марта 2021 года.

Наше агентство недвижимости осуществляет сделки по Крыму (Южному берегу, Алуште, Ялте). Мы оказываем правовую поддержку по сопровождению сделок купли-продажи и услуга «под ключ» от поиска покупателя до расчёта по договору купли-продажи. 

Свяжитесь с нами по Viber, Whatsapp, Telegram +7(978) 888-1-654 или по почте m@1lion.ru

Поделиться
Скачайте каталог квартир Алушты
В каталоге - новые объекты, квартиры по спец цене, идеи по обустройству и советы экспертов
Этот сайт использует cookie, чтобы вам было удобнее им пользоваться.
Принять
Узнать больше